Приглашение к сотрудничеству
памятка для родителей будущих первоклассников
1
Школа Сотрудничества
принципы, традиции и ценности
Миссия школы: создание особой образовательной и социальной среды, где признается и поддерживается индивидуальность каждого ученика.
Мы верим в то, что каждый ребенок — уникален. Мы — за свободу выражения личности, которая немыслима без уважения свободы окружающих.

Мы за открытость и честность в отношениях. В нашей школе мы создаем атмосферу любознательности и дружелюбия.

Мы не разделяем учеников по социальному положению, благосостоянию, языку и конфессии, а обращаем внимание только на их персональные качества.

Дети приходят в школу за образованием. Образование для нас — несомненная ценность, и мы, как эксперты в этой области, помогаем его получить.

Мы используем только оригинальные сценарии и программы, реализуя задачи обучения, воспитания и развития.

Мы против потребительской позиции, но за гармонию и продуктивное участие всех — учеников, учителей, родителей.

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих, и поддерживаем здоровый образ жизни.

Мы уважаем школьные традиции каждый ученик Школы Сотрудничества навсегда остается частью её истории.

Мы создаем условия для развития способностей наших учеников во внеурочное время. Занятия во второй половине дня не мешают основным учебным обязанностям, но помогают каждому подняться на его личный «пьедестал успеха».

Наши праздники несут позитивный эмоциональный заряд, воспитывают в наших детях ответственность и желание творчества.

Мы — «Школа Сотрудничества». Мы верим в то, что разные люди могут объединиться и работать ради достижения общей цели: это основа для совместной деятельности, партнерства и, конечно, дружбы.
2
Готовьтесь с лета
Общие рекомендации для родителей
1 сентября ваш ребёнок пойдёт в школу. Это серьёзное событие в вашей жизни и жизни вашего сына или дочери. Ребёнок столкнется с большой нагрузкой, у него поменяется весь образ жизни. Поэтому следует постараться подготовить будущего ученика к школе, облегчить ему трудный переход к новой деятельности.

Необходимо продумать, как ваш ребёнок проведёт летние месяцы. Отдых должен быть разнообразным, но не слишком утомительным. За месяц до начала учебного года следует изменить режим дня, максимально приблизив его к учебному.

Постарайтесь за лето закалить ребёнка, укрепить его здоровье. Помните о том, что малейшие недомогания, хронические, простудные заболевания и даже незалеченные зубы могут стать причиной повышенной утомляемости ребёнка с первых шагов в школе, причиной его отставания при освоении программы и даже нежелания ходить в школу.
Проверьте, не нужно ли вашему ребёнку посетить логопеда. Дефекты в произношении могут привести к застенчивости, замкнутости, а также они влияют на формирование орфографических навыков.
Примерно за две недели до начала учебного года следует изменить режим дня ребёнка, максимально приблизить его к тому, который будет у него, когда он начнёт учиться. Особое внимание при этом надо обратить на сон ребёнка: будить в 7 часов утра, укладывать спать не позже 21 часа.

Если вы летом хотите позаниматься со своим ребёнком, то занятиям следует уделять не более двух часов в день (с обязательными перерывами в 10−15 минут).

Старайтесь заинтересовать ребенка чтением. Проследите, чтобы ребёнок ни при каких обстоятельствах не писал письменными буквами (переучивать сложнее, чем учить)

Самое главное — создайте у ребёнка нужный настрой на обучение: положительные эмоции и серьёзное отношение к предстоящему делу помогут ему в дальнейшем.
3
ПЕДСОВЕТ
советы педагогов родителям
Ваш ребёнок идёт в школу, чтобы учиться. А когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку! «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать — это ошибка», — писал поэт и сатирик Эмиль Кроткий.
Не старайтесь увидеть в ребёнке одиннадцатиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради ещё не делают из него ученика.
Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к нему может быть очень болезненной.

Поддержите его в трудной ситуации!

Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

Уважайте новую жизнь ребёнка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Всё это теперь — его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.

Обсуждайте с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясняйте их необходимость и целесообразность.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.

Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить!

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…»

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь в ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Ребенок не должен панически боятся ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учится, да и просто радость жизни, радость познания.
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых с ребенком. Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с педагогами, психологом, врачом, почитайте соответствующую литературу для родителей.
4
ВНИМАНИЕ — 7 ЛЕТ!
ПАМЯТЬ, РЕЧЬ И ИНТЕЛЛЕКТ
советы специалистов по развитию ребенка
Начало обучения в школе — новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к совершенно новому виду деятельности — учебной.

Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать и считать.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, восприятие, внимание, речь. А также так называемые «школьно-значимые функции»: работоспособность, познавательная активность, волевая саморегуляция, без которых не может быть успешного обучения.

В 6−7 лет ребенок как губка впитывает всю информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Ему интересно все, что связано с окружающим его миром. Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов, игровой деятельности, конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире. Ребёнок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Психолого-педагогическая служба Школы Сотрудничества предлагает примеры игр и упражнений для развития когнитивных процессов.


— Память —
В дошкольном возрасте ребенок лучше запоминает что-то яркое, необычное, увлекательное, нежели абстрактное или то, что не представляет для него интереса. Лучший способ тренировки памяти дошкольника — задания, представленные в игровой форме.
1. Запомни фигуру
Приготовьте для ребёнка карандаш и лист бумаги. Покажите 7–9 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить их на бумаге. Более сложный вариант задания — предъявите ему разноцветные фигуры и попросите изобразить их в соответствующем цвете.
2. Запомни и повтори
Взрослый произносит несколько чисел и просит ребёнка повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для запоминания ряда любых предметов.


3. Что изменилось?
Разложите несколько предметов или картинок, пусть ребёнок несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и измените последовательность или количество предметов. После этого ребенок должен определить, что изменилось.
4. Читаем и спрашиваем
Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите: «О чем мы прочитали?». Пусть ребенок попробует пересказать услышанное своими словами. Первое время будет трудно: помогите ему. И не нужно просить пересказывать каждую страницу — для него это будет утомительно и неинтересно.
— Мышление —
Мышление — это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Предложенные игровые задания помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать.
1. Упражнение для развития анализа и синтеза
По очереди берите картинки из детского лото (или любой предмет) и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Ребёнок должен угадать по описанию, что это такое.
2. Упражнение для развития анализа и обобщения
Ребенок должен назвать одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, ландыш, тюльпан, василёк; - зима, весна, лето, осень.
3. Упражнение для развития логического мышления
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.
4. Загадки и головоломки
Разгадывая загадки, ребенок расширяет свой словарный запас и развивает логическое мышление и воображение. Он вспоминает, где он слышал о таком звере или явлении природы, сопоставляет уже имеющиеся знания о том или ином предмете. Возможно, эту загадку ему уже приходилось разгадывать — нужно просто вспомнить, о чём в ней шла речь.
— Мелкая моторика —
Исследования учёных показали, что при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.
Упражнения для развития мелкой моторики
  1. Конструирование из ЛЕГО;
  2. Работа с пазлами, мозаикой;
  3. Складывание из счётных палочек или других мелких предметов геометрических фигур, букв, цифр;
  4. Складывание оригами;
  5. Теневой пальчиковый театр.
  6. Работа с трафаретами, ножницами;
  7. Штриховка, раскрашивание;
  8. Графические диктанты.
— Внимание —
Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Именно внимание позволяет нам концентрироваться на том или ином событии, объекте, преследуя цель, как можно более точно отразить действительность.
1. Упражнение «Лабиринт»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом. В случае затруднения — пальцем или карандашом.
2. Упражнение «Назови предмет»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
3. Упражнение «Сколько предметов»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
4. Упражнение «Корректор»
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
— Волевая регуляция —
Произвольность, согласно Л. С. Выготскому — это способность овладеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать не только поведение ребенка, но и его психические процессы, протекающие во внутреннем плане: восприятие, память, внимание, воображение.
К поступлению в первый класс важно научить ребенка:
1. Осознанно контролировать себя в время игр по правилам

2. Анализировать собственное участие в играх

3. Принимать правила школьной жизни
Игры для развития волевой регуляции:
1. «Да и нет не говори».

2. «Черепашки» — по сигналу дети (или ребенок) начинают двигаться от одного места к другому в замедленном темпе. Задача — прийти к месту назначения как можно медленнее.

3. Настольные игры («ходилки», шашки, шахматы, лото, «Морской бой» и др).
— Воображение —
Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, на основе имеющегося опыта. К 6−7 годам воображение детей становится богаче, оригинальнее, логичнее и последовательнее. Воображение позволяет дошкольнику реализовать имеющиеся способности, развивает абстрактное мышление, что облегчает обучение в школе.
1. Упражнение «Причудливые кляксы»
Ребенок рассматривает карточки с кляксами и пытается отгадать в их очертаниях предметы или животных.
2. Упражнение «Неоконченный рисунок»
Предложите ребенку дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
3. Устройте с ребенком «Театр теней».
4. Упражнение «Пантомима»
Попросите ребёнка изобразить жестами и мимикой какой-либо предмет или какое-либо действие.
— Речевое развитие —
На момент поступления в школу ребёнок свободно общается со сверстниками и со взрослыми. Если тема разговора детям знакома, они могут свободно его поддержать, щедро делясь своими знаниями по проблеме и пока ещё небольшим опытом.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

В конце дошкольного периода речь становится важным средством коммуникации и мышления.
Упражнения для развития речи
Изучать суть новых слов, добавляя приём визуализации;

Рассказать маленькую историю с применением одних глаголов: наступило, проснулся, встал, оделся, умылся, поел, помыл, собрался. И так далее

Рассказать маленькую историю с применением одних существительных: день, труд, конец, выход, дверь, ключ, подъезд, машина, зажигание. И так далее.

Игра в слова.
— Мотивационная сфера —
У детей 6−7 лет расширяется мотивационная сфера за счёт развития познавательных и просоциальных мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
— Игровая деятельность —
Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. В игре также развивается знаковая функция речи (предмет — знак — его наименование).

Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции — исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.
5
КРИЗИС 7 ЛЕТ
что это такое и как с ним справиться
Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка, возраст «потери непосредственности» (Л.С. Выготский). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает применять новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Теперь ребенок — не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Привычные границы дошкольника ему становятся тесны. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому.

Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.

Готовность к школе — это не только желание, но еще и умение учиться. В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний. Чувства приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе — радуется он, огорчается, сердится и так далее.

Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, задачи — тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение.

Стремление к положительным взаимоотношениям с родителями, одноклассниками и учителями организует поведение ребёнка. Он начинает считаться с их мнениями и оценками, выполнять правила поведения. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации — в учебной деятельности.
Уважаемые родители!
Если вы заметили неблагоприятные факторы в поведении и самочувствии вашего ребёнка, вы всегда можете обратиться к специалистам Психолого-педагогической Службы Школы Сотрудничества.

Педагогам-психологам:
— Татьяне Павловне Скарге,
— Татьяне Сергеевне Рытвинской
— Светлане Васильевне Куртиян

и учителям-логопедам:
— Татьяне Сергеевне Шлыковой
— Ольге Владимировне Тюриной

Мы рады сотрудничеству с вами!
6
ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ - ПОДГОТОВКА К УЧЕНИЮ
список рекомендованной литературы
Устное творчество русского народа

  • Потешки, прибаутки, небылицы и перевертыши, считалки, загадки, пословицы
  • Сказки о животных, бытовые и волшебные
  • Небылица в лицах. Народная русская песня
  • Считалки, загадки, пословицы (заучивать)
  • Русские народные сказки
  • Сказки народов мира
  • В.И. Даль «Старик-годовик: сказки, загадки, пословицы, игры»

Писатели — детям

  • Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком («Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой»), А. П. Гайдаром («Голубая чашка», «Военная тайна»), С. В. Михалковым («Дядя Степа»), А. Л. Барто, Н. Н. Носовым «Живая шляпа», В. Осеевой «Волшебное слово», В. Драгунским «Денискины рассказы», М. М. Пришвиным («Грачи прилетели», «Журка», «Хомка»), В. В. Бианки («Синичкин календарь»), Б. С. Житковым, Е. И. Чарушиным, Н. И. Сладковым, Э. Н. Успенским, В. Д. Берестовым и др.
  • Л. Н. Толстой. «Котенок», «Косточка», «Пожар»
  • П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  • П.П. Ершов «Конек-горбунок»

Поэзия

  • А.С. Пушкин, А. А. Фет, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский, А. Н. Майков, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, В. В. Маяковский
  • Н.М. Рубцов. «Воробей», «Коза», «Медведь», «Ласточка» и др.
  • В.А.Жуковский «Жаворонок»
  • Дивная пора: лучшие стихотворения русских поэтов о природе

Юмористические произведения

  • Б. Заходер, Д. Хармс, В. Берестов и др.

Литература народов мира

  • Сказки Ш. Перро, Братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, Р. Киплинга, Дж. Харриса

Произведения о природе

  • М. Горький «Воробьишко», М. М. Пришвин. «Ребята и утята», «Термометр», «Собака — идеалист», «Жулька и бабочка»
Рекомендуем летом учить наизусть стихотворения о природе, о временах года (по выбору).
7
ЭКИПИРОВКА
список школьных принадлежностей для 1 класса